В инструкции по эксплуатации современного мотоцикла написаны две вещи, касающиеся моторного масла: вязкость и класс качества по системе API*. Как правило, там написано что должно использоваться всесезонное масло вязкостью 10-w-40 и классом качества не ниже такого-то, например SN. О чем это говорит? Масло должно быть определенной вязкости, различающейся в холодную и теплую погоду и обладать набором требуемых эксплуатационных свойств.
Большая редкость, если указывается, что масло должно быть синтетическим. Любое масло нужной вязкости и определённого класса качества будет одинаково хорошо работать в двигателе мотоцикла будь оно синтетическим (полученным на основе синтеза молекул) или минеральным (полученным из нефтепродуктов)
Вы можете самостоятельно выбрать какое из масел вы будете лить в двигатель. Да, но не лучше ли сразу лить синтетику? Она лучше защитит двигатель, даже если вы не участвуете в гонках на выносливость в жаркой пустыне?
Масло – не единственный компонент двигателя, который можно улучшить, просто заплатив побольше денег. Облегченные титановые шатуны уменьшили бы нагрузку на подшипники коленвала, существенно продлевая их срок службы на высоких оборотах YZF-R1M. У дилеров Yamaha они есть! Закажите сегодня по цене $2,000– $ 4,000 за комплект, плюс установка. Дорого? Хорошо, можно поменять только шатунные болты. Очень напряженный узел и сверхпрочные болты всего по 32$ за штуку было бы неплохим вариантом? Все сводится к личным предпочтениям.
Раньше, когда масла получали лишь только путем очистки нефти вопроса в выборе масла не стояло. Очистка нефти это по сути удаление менее желательных элементов до тех пор, пока не останутся в основном высокоэффективные молекулярные структуры. Удалялись парафины, застывающие при низких температурах. Удалению подвергаются ароматические углеводороды, что способствует сохранению вязкости смазочных масел в широком интервале температур и повышает окислительную стойкость. Ненасыщенные соединения тоже нужно удалять, потому что они не стойки к теплу и образуют нагар. И т.д.
Но, современные минеральные масла производятся совсем по-другому, не путем удаления ненужного, а изменяя существующие молекулярные структуры. Например, изменяют структуру молекул ароматических соединений, превращая их из длинной прямой цепи в нужную разветвленную требуемой геометрии.
Результатом этой работы стало сближение свойств между лучшими синтетическими маслами и топовыми минеральными. В конце концов и то и другое в итоге – углеводороды.
В конце 90-х Mobil обратилась к Кастролу чтобы тот перестал называть свою продукцию, полученную из нефти, синтетической. Кастрол утверждал, что термин "синтетический" прекрасно описывает молекулы нефти, форма которых была коренным образом изменена в результате химической инженерии. Решением BBB* в 1999 году химически модифицированные и переработанные масла на основе нефти можно официально назвать синтетическими. В решении было отмечено, что важно то, что были в обоих случаях были созданы более эффективные структуры, а не просто отделены от нефти, как сливки отделены от молока.
в 1993 году API создал свои категории по составу:
Группа I: базовое масло, содержащее 10-30% ароматических веществ. Это моторное масло в значительной степени, как это было в 1930-1950-х годах, в эпоху смены масла каждые 1000 миль. Как говаривал прадедушка: "Дай-ка мне масло, которое на 100 процентов состоит из масла, без всяких добавок."
Группа II: Гидроочищенные минеральные масла с повышенной окислительной стабильностью. Гидроочистка удаляет соединения кислорода, азота, серы, хлора и металлов.
Группа III: Гидрокрекинг. Превращает тяжелые масла в более легкие фракции путем насыщения, разбивая крупные молекулы на более мелкие и создавая из фрагментов нужные изомеры и приближая по своим свойствам базовые масла группы III к синтетическим базовым маслам IV группы. Масла этой группы относят к полусинтетическим.
Группа IV: самые распространенные на сегодняшний день масла на основе PAO (Полиальфаолефин). PAO синтезируется путем полимеризации простых молекул газа, полученных из природного газа, а затем соединения этих коротких углеводородных цепей. Имеют очень высокую окислительную стабильность, высокий индекс вязкости и не имеют молекул парафинов в своем составе.
Группа V: Эстеры, или сложные эфиры, полигликоли, силиконы, неопентилполиоловые эфиры и другие, которые являются синтетическими или химически модифицированными маслами, не входящими в предыдущие группы. Многие из них знакомы мотоциклистам с 1970-х по 1990-е годы, потому что они были основой двухтактных гоночных масел. Некоторые из этих масел могут иметь более высокую стойкость к окислению и термическому разрушению, чем синтетика на основе PAO.
PAO были впервые синтезированы в 1930-х годах, но не производились промышленно. В 1951 году Gulf разработал производственный процесс ПАО. Поначалу такие масла считались полезными в основном из-за низкой температуры застывания, что позволяло запускать дизельные двигатели в Арктике. В 1960-х годах компания Mobil усовершенствовала процесс Gulf и стала продавать масла на основе ПАО в Европе. Shell ответила гидроизомеризацией для производства высокоэффективных масел на минеральной основе в Европе. Это была основная экономическая конкуренция. В 1993 году компания Chevron начала изменять форму молекул масла с прямой цепью, добавляя боковые цепи, подобные тем, что были в PAOs. Научные изыскания никогда не прекращаются в химической промышленности.
Все это относится к базовым маслам, но мы еще не обсуждали присадки, которые значительно расширяют возможности масла. В одном примере состава готового масла можно найти 78% базы, а остальные 22% - добавки, такие как:
Присадки разрабатывалась с 1930-х годов, но одним из аспектов, редко обсуждаемых, является их способность оставаться в растворе в базовом масле. Нефтяные химики отмечают, что пакеты присадок, которые хорошо работают в минеральных маслах, не остаются автоматически в растворе при добавлении к синтетическим базовым запасам. Для борьбы с этим были созданы модифицированные или специализированные добавки.
Таким образом ни один из типов масла автоматически не является лучшим во всех отношениях. Хорошая смазка - это сочетание свойств базового масла с присадочными характеристиками.
API – Американский институт нефти. Национальная неправительственная организация США, объединяющая промышленников, занятых нефтедобычей, переработкой, продажей и транспортировкой нефти и природного газа. Проводит лоббистскую и информационную деятельность, разрабатывает отраслевые стандарты, в том числе качества бензина, промыслового оборудования и др. Основана в 1919. Объединяет 250 корпораций.
BBB - Американское Бюро по улучшению деловой практики - некоммерческая организация, основанная в 1916 г. крупными предпринимателями, рекламными агентствами и СМИ для распространения этических принципов деловой практики и защиты интересов потребителей от мошеннической и вводящей в заблуждение деловой практики (включая недобросовестную рекламу и сбыт)
Текст Kevin Cameron
Перевод мотошкола.ру