Почему нас не замечают
Достаточно часто мотоциклисты в свой адрес слышат фразу: откуда ты взялся, тебя же только что не было. В объяснениях после ДТП пишут «не видел», «не заметил». Да и сами мотоциклисты замечают, что автомобиль, ехавший в соседнем ряду, может внезапно начать перестроение, даже не включив указатель поворота.
Для возникновения подобных ситуаций существует несколько причин. Приведем некоторые из них. Одна из первых: водители автомобилей привыкли считать, что другие участники движения тоже являются автомобилями. То есть обладают сходными габаритами и разгонной динамикой. Большинство водителей автомобилей не посмотрят в правое зеркало при повороте направо из правого ряда, или даже не из правого, а соседнего, когда в правом припаркованы другие автомобили. Или, например, открыть дверь, когда, казалось бы, до соседнего ряда далеко.
Логика такова: если в ряду не помещается другой автомобиль, то там больше никого нет. Мотоциклисту следует постоянно держать это в голове и предвидеть такое поведение автомобилистов. Если вы сомневаетесь, что вас видят, то сбавьте скорость, будьте готовы к маневру или воспользуйтесь сигналом. Ну и, конечно же, не повторяйте чужих ошибок, смотрите в зеркала перед любым маневром. Даже при повороте из крайнего левого ряда налево, убедитесь, что маневр безопасен и по встречной полосе никто вас не догоняет.
Большинство водителей автомобилей постоянно наблюдают за обстановкой сзади в зеркала, но не так часто, как вы думаете. Дайте им время и возможность вас заметить. Старайтесь перед каждым перестроением немного задерживаться в зоне видимости. Покажитесь в зеркалах, убедитесь, что вас заметили, включите указатель поворота и начинайте маневр. Помните о «слепых зонах». Допустим, водитель добросовестно контролирует обстановку сзади и у него хорошо развито боковое зрение, но все равно существует узкий сектор, между зоной видимости зеркала и боковым зрением, называемый слепой зоной. В этот сектор может не поместиться другая машина, ее можно увидеть краем глаза или в зеркале за счет ширины, но мотоциклист там поместится легко. Как раз на таком расстоянии, когда у мотоциклиста места для маневра или торможения нет – напротив задней двери автомобиля. Не задерживайтесь в этих зонах.
К сожалению, многие водители автомобилей не в состоянии правильно оценить скорость приближающегося мотоцикла и не знают, что экстренное торможение неопытного мотоциклиста зачастую приводит к падению. Довольно часто возникает одна из опаснейших ситуаций, когда водитель встречной машины пытается повернуть налево перед мотоциклом. В таких случаях настоятельно рекомендуем снизить скорость заранее и проехать мимо настолько медленно, насколько это нужно. Даже если водитель встречной машины еще далеко и успевает закончить маневр, не мешая вам двигаться не снижая скорости, то не стоит забывать, что он может оказаться не один. Следующий уже будет пытаться «проскочить». Повышайте свою заметность на дороге. Яркие элементы экипировки и всегда включенный свет могут спасти вам жизнь.
Следующая причина «неожиданного» появления мотоциклиста – его скорость в потоке. Водитель машины не будет одновременно совершать маневр и смотреть в зеркало. Он не будет всматриваться назад вдаль и выискивать там мотоциклиста, он кинет взгляд на долю секунды, убедится, что помехи далеко и начнет перестраиваться. И между этими двумя событиями проходит некоторое время. Если мотоциклист едет намного быстрее потока, то он рискует попасть в этот самый промежуток времени между тем, как водитель обгоняемой машины посмотрел назад и начал маневр. Мало того, если мотоциклист при этом перестраивается через два ряда, то он попадает в этот промежуток, даже не сильно превышая скорость потока. К тому же, водителю автомобиля трудно определить скорость мотоциклиста в зеркала, даже если он его видит. Кстати, это в большей мере должно волновать самих мотоциклистов, поскольку они занимают места на дороге меньше, и могут занимать любое положение в ряду.
Например, вы посмотрели в левое зеркало и, убедившись, что никто вас не догоняет, добавили газ и начали обгон. Однако, это же время кто-то, ехавший позади вас немного правее, тоже устремляется туда же. Мотоциклисту перед перестроением лучше проверять оба зеркала. Ну и самое главное – не ехать быстрее потока быстрее чем на 20 км/ч. Если поток стоит, то ваша скорость должна быть 20 км/ч. Или максимум 30, если позволяет ширина. Если едете между двумя рядами, отсчитывайте +20 от самого медленного.
Если вы едете в плотном потоке за автомобилем, то держитесь немного левее или правее, таким образом, чтобы видеть дорогу перед ним и не наехать препятствие, которое автомобиль пропустит между колес. Вы будете в зоне видимости водителя, и, помимо этого, у вас будет возможность видеть, нет ли у водителя автомобиля причин для резкого торможения или маневра. При этом старайтесь держаться подальше от грузовиков и автобусов. Подальше – это не прятаться от них, а увеличивать дистанцию по сравнению с легковыми автомобилями. Во-первых, вас могут не заметить другие участники движения. Например, когда вы едете сзади на малой дистанции за большим автомобилем, то водитель встречной легковушки, пропустив его, не будет даже и подозревать о вашем существовании. Во-вторых, у грузовиков и автобусов нет возможности видеть что у них находится непосредственно сзади и большая мертвая сзади по бокам.
Если вы используете дальний свет при движении в светлое время суток, то не забывайте его выключать с наступлением темноты. Аварийку вместе с включенным светом почти не видно, использовать ее для повышения заметности бессмысленно. Лучше наденьте кислотный жилет, если желание повысить свою видимость настолько велико. И не забывайте про звуковой сигнал!
Иллюстрации: Мария Грачева.
Текст: Мотошкола.ру