Режим работы площадок: c 8-00 до 22-00

Цепная передача мотоцикла

Крутящий момент от двигателя к колесу передается посредством главной передачи. На большинстве мотоциклов это цепь, но встречаются еще карданный вал и ремень. Служат они одной цели, но конструктивно сильно отличаются друг от друга. Каждый из приводов имеет свои плюсы и минусы. Карданная передача является признаком туристического мотоцикла. Самое главное ее достоинство – долговечность и неприхотливость, но при этом она сильнее, чем цепь или ремень понижает выходную мощность и много весит, причем основной вес, будучи неподрессоренным, ухудшает работу задней подвески. Использование кардана в качестве главной  передачи наиболее оправдано на мотоциклах с продольным расположением коленвала. В этом случае трансмиссия не нуждается в лишней паре шестерен.
Ременная передача лишена недостатка избыточного веса, имеет наименьшие потери на трение, и служит намного дольше, чем цепь. Но и она не лишена некоторых недостатков, которые сужают область ее применения. Ремень не имеет большого запаса по прогибу и это ограничивает ход задней подвески, диаметр шкивов должен быть достаточно велик для уменьшения изгибов ремня. И самое главное: ремень боится грязи и требует наиболее тщательного ухода, попадание мелких камней между шкивом и ремнем приводит к быстрому разрушению последнего.
Чаще всего в качестве привода на мотоциклах применяются цепи.  Они мало весят, занимают меньше всего места и не боятся жестких условий эксплуатации. Цепи могут отличаться величиной и количеством звеньев, а также формой сальников, изолирующих подвижные части  цепи от попадания воды и песка и удерживающие смазку внутри них. По форме  сальников   они делятся на O-ring, X-ring, Z-ring. В поперечном сечении эти колечки напоминают соответствующие буквы латинского алфавита.

Цепи с колечками сложной формы, такие как, X-ring служат дольше, чем простые O-ring, но при этом стоят дороже. Существуют еще  цепи W-ring, XW-ring, но пока это экзотика. 

  Звенья цепи различаются по ширине и шагу и имеют соответствующую маркировку, принятую всеми производителями. Наиболее распространенные цепи 520, 525, 530. Первая цифра означает шаг цепи: 5/8 дюйма, вторые две –ее ширину: 2/8 дюйма, умноженную на 10, чтобы обойтись без дробей. На легких мотоциклах, например Yamaha YBR125, установлена цепь 428 с шагом, соответственно 4/8 или 1/2  и шириной 28/80 дюйма.
Как ухаживать за цепью? Производители цепей рекомендуют смазывать ее каждые 400-500 километров пробега. Эта цифра может изменяться в меньшую сторону в зависимости от условий эксплуатации.  Кроме смазки существует еще и промывка. Желательно мыть цепь после проезда по мокрой или грязной дороге. В зависимости от режима эксплуатации и ухода цепь приходится менять приблизительно каждые 15-20 тысяч километров пробега. По мере износа цепь удлиняется. Хорошо, когда это происходит равномерно, но это случается не всегда. Удлинение цепи происходит исключительно за счет увеличения зазоров в местах сопряжения звеньев, там находится тугоплавкая смазка с обеих сторон закрытая резиновыми колечками - сальниками. Когда мы смазываем цепь, то в первую очередь мы заботимся именно о сальниках. Достаточно нарушения целостности всего лишь одного сальника и смазка в этом месте вытечет. Дальше начнется усиленный износ соединения двух звеньев и, соответственно, увеличение расстояния между ними. Соединение звеньев может износиться настолько, что при движении вы услышите щелчки, близкие к частоте  вращения колеса. В таком случае нужно срочно менять цепь иначе она быстро приведёт в негодность звезды и создает лишнюю нагрузку на подшипник выходного вала. Вытянутая цепь нагружает вершины зубьев звездочек, загибая или даже обламывая их.
Подтяжка цепи. На маятнике, в местах крепления заднего колеса есть специальные метки, по которым выставляется задняя ось и определяется натяжка цепи.

На кожухе цепи или на маятнике должна быть наклейка, где указывается величина прогиба цепи. Эта величина зависит от длины маятника и хода задней подвески и как правило составляет 2,5-3,5 см в нагруженном состоянии.

Поставьте мотоцикл вертикально и пробуйте поднять и опустить середину нижней части цепи. Если расстояние между крайним нижним и крайним верхним положениями больше указанных, то цепь требует подтяжки.
Ослабьте крепление оси заднего колеса, но совсем его не откручивайте. Затем попеременно крутите регулировочные болты, следя одновременно за натяжкой цепи и метками с обеих сторон крепления оси. Проверьте меткам чтобы колесо было установлено ровно. На некоторых мотоциклах в районе этих меток есть индикатор износа цепи.
Не перестарайтесь с натяжкой, если вы перетянули цепи, то в первой же поездке услышите ее гудение. Не забудьте затянуть гайку крепления колеса.

Иллюстрации: Мария Грачева.
Текст: Мотошкола.ру

Яндекс.Метрика